ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.



Игры с мелкими предметами благотворно сказываются на развитии мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Однако родители часто не придают им значения и не применяют во взаимодействии с ребенком. Проведите с родителями пальчиковый игротренинг, научите их основным упражнениям, которые они смогут провести с детьми дома.

Цель игротренинга: повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи:

сформировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;

познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации движения рук;

приобщить родителей к играм ребенка в домашних условиях.

Целевая аудитория: родители детей 3–7 лет.

Количество человек в группе: 20.

Продолжительность игротренинга: 40 мин.

Материал: счетные палочки; бумажный колпачок; цветные веревочки; пробки от пластиковых бутылок; карточки с вопросами; карандаши; бумажный круг желтого цвета; цветная бумага; фломастеры; мяч; лист бумаги А3; ножницы по количеству участников; клей; клубок ниток; магнитная доска.

Музыкальное сопровождение: веселая, спокойная музыка.

Ход тренинга

1. Игра-знакомство «Передай колпачок»

Цели: сформировать чувство единства, сплоченности, развить мелкую моторику рук, активизировать деятельность речевых центров коры головного мозга.

Инструкция педагога-психолога: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счетные палочки. Возьмите по одной… Посмотрите — на мою счетную палочку надет колпачок. Я называю свое имя и передаю колпачок соседу справа. Его задача — снять колпачок своей палочкой (руками не помогать!), назвать свое имя и передать колпачок соседу справа и т. д.

2. Разминка

Педагог-психолог предлагает родителям ответить на вопросы:

Занимались ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?

Играли вы сами со своими пальчиками? Как?

Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

После того, как участники ответят на вопросы, педагог-психолог просит их доказать или опровергнуть утверждение русского физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Вывод педагога-психолога: Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

3. Упражнение «Объясни пословицу»

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

На отдельных карточках напечатаны пословицы и поговорки о руках. Педагог-психолог предлагает каждому участнику вытянуть карточку и объяснить записанную на ней пословицу или поговорку.

Материал к упражнению

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками “за”»

«Своя рука — владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

«Не бывает скуки, коли заняты руки»

«Ленивые руки не родня умной голове»

«Руки работают, а голова кормит»

«В хороших руках все горит»

«С руками нигде не пропадешь»

«В одну руку всего не возьмешь»

«Правая рука не знает, что делает левая»

«Где рука, тут и голова»

«Рукам — работа, душе — праздник»

4. Теоретическая часть

Педагог-психолог: Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Дело в том, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками, и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.

Развитие тонкой моторики — важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.

Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

5. Упражнение «Вопрос-ответ»

Цели: активизировать мыслительную деятельность, развить воображение, фантазию.

Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди вытаскивает карточку с вопросом и дает на него ответ. Участники другой команды могут ответ дополнить. После каждого вопроса педагог-психолог обобщает сказанное.

Вопросы:

Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне?

Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки?

Какие игры направлены на развитие мелкой моторики (ответы родителей)?

Что дает ребенку пальчиковый театр?

Дополнительный материал к упражнению. Пальчиковый театр

Театр — это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей старше одного года. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать словарный запас.

Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания.

Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память.

В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «предыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме.

Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным.

6. Упражнение «Придумай игру с предметом»

Цель: развить воображение, фантазию.

Работа в командах. Педагог-психолог предлагает командам различные материалы: одной — цветные веревочки, второй — пробки от пластиковых бутылок. Задача родителей — придумать игры с этими предметами.

Примеры игр:

с веревочками — завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички;

с пробками — выкладывать узоры, строить башню, «ходить на лыжах».

Примечание. На данном этапе педагог-психолог может дополнить знания родителей, рассказав об играх с другими материалами: фасолью, горохом, болтиками и гайками разного размера, спичками, счетными палочками, желудями и т. д.

6. Практическая часть. «Пальчиковые игры»

Педагог-психолог: Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Приведу примеры пальчиковых игр.

«Самомассаж». Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития.

Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним.

— Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки.)
— Да!

— Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши.)
— Да!

— Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук.)
— Да!

— Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги.)
— Да!

— Вы готовы? (Разводим руки в стороны.)
— Да!

«Моя семья». Цели: развить мелкую моторику рук, речь, интерес к фольклорным произведениям, внимательность, способность сосредотачиваться; научить соотносить слова текста с движениями пальцев.

Взрослый проговаривает слова, поочередно загибает/разгибает пальцы рук.

Этот пальчик ДЕДУШКА.
(Загибаем/разгибаем большой палец.)

Этот пальчик БАБУШКА.
(Загибаем/разгибаем указательный палец.)

Этот пальчик ПАПОЧКА.
(Загибаем/разгибаем средний палец.)

Этот пальчик МАМОЧКА.
(Загибаем/разгибаем безымянный палец.)

Этот пальчик Я.
(Загибаем/разгибаем мизинец.)

Вот и вся моя семья!
(Поднимаем руку и распрямляем все пальцы.)

А теперь всей семьей будем трудиться.
(Сжимаем руку в кулак и крутим им.)

«Мы капусту рубим…». Цели: развить мелкую моторику, научить соотносить слова текста с движениями рук. Задача родителей — вслед за педагогом-психологом проговорить слова и выполнить движения руками.

Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони одной руки постукиваем по ладони другой руки, затем меняем руки).
Мы морковку трем, трем (кулаки трем друг о друга).
Мы капусту солим, солим (собираем пальцы в щепотку, «солим» капусту).
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки).

«Как живешь?».Цели: развить мелкую моторику рук, научиться соотносить слова текста с движениями рук. Участники встают в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

— Как живешь?
— Вот так! (Большой палец поднимаем вверх.)

— А плывешь?
— Вот так! (Имитируем плавание.)

— Как бежишь?
— Вот так! (Перебираем руками, согнутыми в локте.)

— Вдаль глядишь?
— Вот так! (Ладонь над бровями, как будто смотрим вдаль.)

— Ждешь обед?
— Вот так! (Щеку подпер рукой.)

— Машешь вслед?
— Вот так! (Машем рукой.)

— Утром спишь?
— Вот так! (Складываем ладони под щечку.)

— А шалишь?
— Вот так! (Надуваем щеки и лопаем их указательными пальцами.)

7. Совместная аппликация «Солнышко»

Цели: сформировать чувство сопричастности, развить мелкую моторка.

Педагог-психолог: Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. Лучики мы сделаем из наших ладошек. Для этого каждый из вас обведет карандашом свою ладонь на цветной бумаге, вырежет, подпишет и приклеит к солнышку.

8. Рефлексия тренинга. Упражнение «Мне сегодня…»

Педагог-психолог предлагает участникам поделиться впечатлениями от тренинга. Для этого первый участник берет клубок ниток, разматывает его и завершает предложение «Мне сегодня…», не отпуская нити, передает клубок соседу и т. д. по кругу.