Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у
ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может
заниматься со своим ребенком самостоятельно. Занятия могут проводиться с любым
малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность,
время и т.п. Каждая мама знает своего малыша и легко сможет применить все
задания на практике.
Несколько советов перед началом
занятий:
·
Становитесь на уровень
малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими
действиями.
·
Самых маленьких можно
брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания – не больше
пяти-семи минут в игровой форме.
·
Занятия желательно
проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста
ребенка.
·
В любом возрасте
применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас
слушать.
·
Не старайтесь
выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику
обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило
ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но
при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень
полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои
действия, делайте вместе с ним массаж лица.
1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба,
приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим...» Переходим к
крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас
носик, вот какой у нас курносик...» Затем разглаживаем область вокруг губ,
скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши
ушки, ушки на макушке!»
2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как
поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то
навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время
разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот
как мы себя погладили!»
Артикуляционная гимнастика
1. Воздушный шарик. «А какой бывает воздушный шарик?
Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же
последовательности, теми же движениями делаем массаж.
2. Паровозик. «А как у нас паровозики дудят? Ту-ту,
вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой,
делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая
одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
3. Улыбка. «А как мой малыш улыбается? Как он маме
улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем
трубочкой, примерно одну-две минуты.
4. Поцелуйчик. «А теперь давай поцелуемся с мамочкой
вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими,
раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
5. Лошадка. «А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр –
тфпр!» – Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук,
похожий на тот, которым останавливают лошадь – тфпр-тфпр, только без перерыва и
забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем
его выполнения определитесь сами.
6. Ротик. «А теперь давай себя погладим язычком, вот
так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
7. Язычок. «А давай посмотрим, у кого язычок длинней,
у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до
верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой
стороны рта.
8. И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое
лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще
всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых
проблем. Но и над ними не мешает поработать.
А – а – а – первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень
аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!
Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая
интонации.
Проговариваем точно так же и остальные буквы – «о-о-о», «у-у-у»,
«ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные согласные
(произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия
можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно
проговорить скороговорку с наличием этой буквы.
Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П – Пу-По-па-пэ-пи-пы
В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы
Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы
К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды
Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты
Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы
Ш – Шу-шо-ша-шэ-ши-шы
З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы
С – Су-со-са-сэ-си-сы
Чем хороши эти и подобные занятия – их можно проводить в игровой
форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не
забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие
за это.
Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой
стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького
мальчика)
говорить научат!
А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте
различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или
пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики
(такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).
Если мама будет уделять
развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное –
правильно, научится говорить.