Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений.




Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать, выделять звуки. И задача взрослого его этому научить. Необходимо помнить, что намного проще предупредить нарушения речи, чем потом их исправлять.

Развитие фонематического слуха у младших дошкольников помогает им овладеть правильным произношением и в дальнейшем предупредить появление грамматических ошибок при письме.

Важно не упустить сенситивный период для развития фонематического слуха, так как именно в детстве он закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир, а познаёт его ребёнок через игру, через ощущение. Уже в раннем возрасте ребенок начинает использовать «слово», как средство для общения.

Я считаю, развитие фонематического слуха у детей младшего возраста сложным и важным процессом, требующим много усилий со стороны педагога и родителей.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

• узнавать наличие данного звука в слове;

• различать окружающие его звуки;

• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем


Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи развития звуковой культуры речи на разных возрастных этапах постепенно усложняются. В работе по развитию фонематического слуха использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логоритмические упражнения, игры на звукоподражание, дыхательные игры. Отдельное внимание уделяю чтению народных песенок, потешок, чистоговорок, прибауток, сопровождаемые показом наглядного материала. Очень важно научить малыша слушать фольклорный сюжет, помимо задач по решению развития фонематического слуха они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, создают эмоциональный положительный фон, снимают напряжение, успокаивают и радуют ребёнка. Для примера привожу несколько игр используемых мною в работе с детьми:

Игра – инсценировка:

Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т. д.).

Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:

«Котя-котенька-котооооооок!

Котя – серенький хвостооооок!

Приди, котик, ночевааааать,

Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т. д.)»

Где же котик? Давай его позовем«Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он! (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»

Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.

 

Игра «Тихо - громко»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, при слове «громко» будет петь со своей любимой игрушкой. При слове «тихо» — укладывать игрушку спать.

 

Игра «Угадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,

водящий определяет, кто «лягушка».

 

Игра «Сделай остановку»

Дети идут по кругу, логопед произносит гласные звуки нараспев: а – о- у – и – э – а – и – у – а и т. д. Задание остановись на звук а.

Для каждого ребёнка родители являются примером для подражания, поэтому многих трудностей можно избежать, если заниматься с ним не только в саду, но и дома.

Подводя итоги, можно сказать следующее:

игры по развитию фонематического слуха способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.