Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть
способами реалистического изображения действительности. Вот тут и придут на
помощь нетрадиционные техники рисования. Ведь отпечаток ладони легко становится
кактусом или грациозным лебедем, весёлой рожицей или деревом. Конечно, немного
помогут кисточка или отпечатки пальцев, тампонирование или набрызг. Но всегда
нужно помнить, что при изображении предмета необходимо как можно точнее
передать форму, величину предметов и их частей, а также строение и цвет.
Естественно, продумываемся формат и размер бумаги, потому что отпечаток ладони
займёт гораздо больше места, чем отпечаток пальчика.
Примерные упражнения и игры с красками, которые вы можете
использовать со своими воспитанниками в свободное время.
«Пальчики - палитра»
Обмакните палец в краску и оставьте отпечаток на
бумаге.
Это могут быть бусы, разноцветный дождь, лепестки
цветов, снег, яркие огни, шары, бусы на ёлке, весёлые цыплята, гроздья рябины, рыбки,
морские звёзды, и т.д.
«Разноцветный дождь»
Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой
дождик, другой – свою. Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на
душе становится весело. (Продолжаем знакомить с цветами спектра, учим рисовать,
даём возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски)
.
«Печать от ладони»
Обмакните ладонь в краску и оставьте на бумаге
отпечаток. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. А отпечаток от одной
ладони (без пальцев) похож на чьё-то лицо. К отпечатку ладони можно добавить
отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Осталось взять кисточку
и добавить необходимые детали. Фантазия и творчество в такой деятельности на
первом месте. Что же может получиться из отпечатка ладони? Кактус, злой волк,
смешная рожица домовёнка, индеец с раскрашенным лицом, гусь, утка, жар-птица,
дерево, осьминожка, гном, пламя из ракеты, взлетающей в космос, важный индюк,
прекрасный лебедь и т.д.
«Печатка» (Работа со штампами)
Штампы - надёжные помощники при подготовке руки
дошкольника к письму. Выполнение упражнений с использованием штампов
способствует развитию кисти руки ребёнка, её мелкой моторики, быстрой смене
тонуса мускулатуры руки (ребёнок берёт штамп за ручку – рука напряжена,
обмакивает штамп в гуашь и слегка встряхивает).
– рука расслаблена, с силой прижимает штамп от
бумаги – рука расслаблена.
Детям предлагаются разные виды штампов:
– промышленные (фабричного изготовления);
– самодельные (изготовленные из подручных
материалов);
– карандаши-штампы.
Эта техника позволяет многократно
изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные
композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки и т. д.
Печатки можно изготовить из ластика, фруктов или овощей. Нужно рисовать на
торце задуманный рисунок и срезать всё лишнее. Теперь обмакните печатку в
краску и прижмите к листку бумаги. Составляйте любую композицию, любой узор:
обои для кукольной комнаты, цветочную поляну, нарядные скатерти, грибной лесок,
закладки для книг.
Тампонирование
Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли
(его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка может послужить
палитрой. Наберём краски и, лёгким прикосновением к бумаге, будем рисовать
что-нибудь лёгкое, пушистое, воздушное, прозрачное.
– облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.
И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко
отмоются!
«Вспомним лето»
Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце,
цветы, бабочки) и подарите свою радость другим!
«Весёлые цыплята»
У наседки появилось много пушистых, весёлых,
озорных цыплят. Приложим большой палец - это туловище, а теперь указательный -
это голова. Возьмём кисточку и изобразим ею глаза, лапки клювы. Вот и побежали
друг за другом непоседливые малыши.
«Подарим маме цветы»
Давай нарисуем лепестки так: приложим к бумаге
«жёлтый палец», а чуть ниже – «красный». Что за чудо!
Прямо на глазах появился волшебный цветок
необычного цвета. А теперь попробуй то же самое любыми другими красками!
«Гроздья спелой рябины»
Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз,
потом чуть ниже ещё раз, чуть ниже ещё раз.
Тонкой кистью нарисуем веточки и чёрные точки.
Зимнее угощение снегирям готово!
«Украсим ёлку к Новому году»
Посмотрите, какая ёлка (на большом листе
нарисована ель) Давайте вместе нарядим её к празднику: повесим бусы, шары.
«Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики»
(лист бумаги, на котором нарисована зелёная
лужайка) А теперь представьте, что по лужайке прыгают весёлые солнечные
зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки весенние одуванчики.
(Даём возможность детям почувствовать теплоту жёлтого цвета, полюбоваться
яркими и радостными цветовыми пятнами.)
«Соберём ягоды»
(лист бумаги с нарисованными на нём большой и
маленькой банкой)
Вот одна ягода упала в банку, другая. А вот эти
собираем в маленькую банку. Соберём и угостим маму и папу.